Адрес:

г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 14

Контакты:

Телефон:
8(8652) 77-61-60, 77-02-24
Электронная почта:
dou_54@stavadm.ru

Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольника

01.12.2022

Консультация для педагогов «Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольника»

Патриотическое воспитание, формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка – это одно из самых важнейших элементов системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны: «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов.); «не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов.).

На сегодняшний день существует понятие «новый патриотизм». Что же такое «новый патриотизм»? Что вкладывают в это понятие нынешние «идеологи»? Данное понятие включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Отечеству, его ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — формирование у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольников является одной из ключевых задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: Закрепление и расширение знаний дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

«Столица нашей Родины- Москва»

Цель: Расширение знаний дошкольников о географических сведениях территории России, знакомство с государственными символами России.

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ.

Познакомить детей со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. 

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представления о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

«Моя семья»

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды.

«Город, в котором я живу»

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое — продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

«Наша кладовая»

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения.

Формы и методы работы:

  • беседы с рассматриванием фотографий
  • педагогический проект «Мы и Россия — одна семья»
  • экскурсии
  • игры «Мой адрес…», «Как я дома помогаю?», «Птицы нашего города(края)»
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану
  • обмен традициями семьи
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы
  • вылазки на природу; кружок «Следопыты-малыши»
  • создание музея «Никто не забыт».

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Ребенок быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является неотъемлемой частью нашего мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта