Доступная среда
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ (открыть pdf)
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (открыть pdf)
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (открыть pdf)
Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 05.02.2016 г. №80-пр «Об утверждении Порядка разработки и реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или адаптации инвалида (ребенка-инвалида)…» (открыть pdf)
Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае (открыть Pdf)
Паспорт доступности для инвалидов МБДОУ детский сад №54 г. Ставрополя (открыть pdf)
Приказ о назначен ответственных работников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и предоставлению образовательных услуг для инвалидов
Инструкция для работы по обеспечению доступа инвалидов к услугам и объектам на которых они предоставляются (открыть pdf)
Информация по проведению работы по обеспечению доступности объекта и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах | Специально оборудованных учебных кабинетов в ДОУ — нет |
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть использованы:
Кабинет учителя-логопеда
Сенсорная комната
Кабинет социального педагога
Музыкальный зал
Спортивный зал
Хореографический зал
Кабинет математики
Кабинет изобразительной деятельности
Театр
|
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов. |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Физкультурный зал
В физкультурном зале проводятся физкультурные занятия, праздники. Оснащен спортивным оборудованием (шведской стенкой, скакалки, мячи разного диаметра, обручи, дуги, маты, сенсорные дорожки, тренажеры и т.д.), а также специальными детскими тренажерами. Плавательный бассейн Занятия в плавательном бассейне помогают развивать и укреплять мышечный корсет и правильную осанку, а ритмичное дыхание способствует профилактике вирусно-респираторных заболеваний. Также плавание – один из самых менее травмоопасных видов спорта, так как тело полностью поддерживается водой, и нагрузка распределяется равномерно на все группы мышц. Улучшение кровообращения в ходе занятия способствует повышению мозговой активности. |
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, соответствуют ФГОС к условиям реализации основных программ дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Для всестороннего развития детей каждая возрастная группа размещены центры различной направленности.
Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте — на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов осуществляется в соответствии с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абилитации). |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации | В ДОУ имеется: вывеска при входе на территорию объекта с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля; установлены пиктограммы, позволяющие свободно передвигаться по зданию ДОУ. В детском саду также выделено и оборудовано специализированное место в холле ДОУ для отдыха и ознакомления с информацией о правах и обязанностях людей с ограниченными возможностями здоровья и видах предоставляемых услуг. Приказом заведующего МБДОУ детского сада №54 назначен сопровождающий для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья в здании и на территории ДОУ. |
Информация о специальных условиях питания | Специальных условий питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждении не требуется, т.к. имеющиеся в ДОУ инвалиды и лица с ОВЗ не нуждаются в специальной диете. Прием пищи данной категорией детей осуществляется в общем порядке. |
Информация о специальных условиях охраны здоровья | В учреждении функционирует отдельный медицинский блок, который состоит из кабинета врача и медицинской сестры, процедурного кабинета, изолятора. Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными нормами: медицинской техникой, специальным оборудованием и инструментарием, перевязочным и вспомогательным материалом, специальной мебелью. Охрана здоровья ребенка-инвалида осуществляется в соответствии с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абилитации). |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. |
Информация об электронных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены. |
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется. |
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Не предусмотрено |
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Не предусмотрено |